РЕКОМЕНДАЦИИ IV Международного Форума «Байкальский диалог
2015»
г.Улан-Удэ,
г.Чита 20-24
августа 2015 года
В рамках IV Международного Форума «Байкальский диалог - 2015» прошло обсуждение актуальных вопросов освоения природных ресурсов Байкальского региона, сохранения уникальной байкальской природы и развития экологического туризма, формирования «зеленой» экономики в восточных регионах Российской Федерации, развития моногородов и стимулирования предпринимательской инициативы. В работе Форума приняли участие: представители Парламентов России, Японии, Монголии, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представители общественных организаций и объединений, представители деловых, научных, профессиональных кругов России и иностранных государств.
Работа Международного Форума позволила создать площадку для обмена мнениями по крайне важным для Байкальских регионов вопросам создания благоприятных условий для развития экономики, эффективности использования природных ресурсов, решения проблем и перспективного развития экологического туризма, сочетающего в себе элементы сохранения природной среды, формирования экологической культуры и укрепления здоровья населения, что является ключевым условием в решении экологических проблем и устойчивого развития общества, привлечения инвестиций в инновационные проекты.
Байкальский регион занимает свою определенную нишу в глобальном экономическом ландшафте, сконцентрировав в себе уникальные национальные экономико-географические конкурентные преимущества России, такие как энергетические и другие природные ресурсы мирового масштаба, транспортно¬географическое положение, создающее стратегические преимущества для формирования многосторонних внешнеэкономических связей, создания территорий опережающего социально-экономического развития, уникальные природные, исторические и культурные объекты. Реализация данных преимуществ является не только задачей развития отдельных субъектов Федерации, процветания Байкальского региона, но и национальным приоритетом развития России в 21 веке, а также - значимой основой обеспечения национальной безопасности.
Участники Форума отметили положительное влияние решений III Международного Форума «Байкальский диалог» на результаты социально- экономического развития Байкальского региона, которые стали возможны благодаря слаженной работе Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, Депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов федерации Байкальского региона в течение 2014 - 2015 годов.
Участники Форума выражают признательность Министерству экономического развития Российской Федерации за активную работу по разрешению проблемных вопросов развития Байкальского региона и поддерживают принятые Правительством Российской Федерации по инициативе Минэкономразвития России решения о выделении в ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» отдельной подпрограммы по развитию Байкальского региона, а также об установлении доли финансирования проектов Байкальского региона в размере 25% от общего объема средств данной ФЦП.
Участники итогового пленарного заседания, обсудив текущее состояние, проблемы и перспективы развития Байкальского региона, приняли следующие рекомендации:
Государственной Думе Российской Федерации:
внести изменения в ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 473- ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, в части отнесения к резидентам субъектов предпринимательской деятельности, а также возможности создания ТОСЭР не только на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) с наиболее сложным социально-экономическим положением, но и на территориях моногорода, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения;
рассмотреть необходимость внесения изменений в
законодательство в части усиления ответственности за незаконную
предпринимательскую деятельность (незаконную заготовку древесины,
добычу золота и других полезных ископаемых);
разработать механизм для обязательного проведения стратегической
экологической оценки при разработке программ
социально-экономического развития субъектов Российской
Федерации;
повторно рассмотреть и поддержать законопроект № 754662-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения состава объектов государственной экологической экспертизы на Байкальской природной территории)»;
поддержать законопроект № 805659-6 «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» (в части установления упрощенного порядка предоставления права пользования участками недр местного значения для геологического изучения и (или) разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых при выполнении работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и железнодорожных путей общего пользования);
рассмотреть предложение Правительства Республики Бурятия в части внесения изменений в статью 20 и 21 Закона «О недрах» по установлению оснований и порядка досрочного прекращения права пользования участками недр местного значения для геологического изучения и (или) разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых при выполнении работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и железнодорожных путей общего пользования.
Правительству Российской Федерации:
рассмотреть возможность создания Федерального органа исполнительной власти по развитию Байкальского региона с возложением функции координатора всех органов исполнительной власти по вопросам охраны озера Байкал и Байкальской природной территории;
рассмотреть возможность создания Департамента по недропользованию по Байкальскому региону в составе Федерального агентства по недропользованию в целях эффективного управления фондом недр субъектов Байкальской природной территории;
утвердить комплекс мер по созданию транспортной и энергетической инфраструктуры в целях активизации развития удаленных районов субъектов Байкальского региона;
рассмотреть возможность внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации о восстановлении системы государственных экологических фондов в целях комплексного решения природоохранных вопросов;
завершить работу по ратификации Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспо) по стратегической экологической оценке, определив Байкальский регион как модельную территорию для пилотных проектов по процедуре стратегической экологической оценки;
предусмотреть на законодательном уровне механизмы целенаправленной государственной поддержки моногородов, имеющих низкий потенциал инвестиционного развития и диверсификации экономики;
принять решение об установлении фиксированной доли средств, выделяемых ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» на финансирование инвестиционных проектов Байкальского региона;
поддержать инициативу о включении в ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» финансирования строительства инженерной инфраструктуры рудника № 6 ПАО «ППГХО» (Забайкальский край), как ключевого проекта, определяющего развитие моногорода Краснокаменска;
поддержать инициативу о применении действующих условий софинансирования из федерального бюджета к ранее заключенным соглашениям по поддержке инфраструктурных проектов моногородов Байкальского региона;
предусмотреть в программах международного сотрудничества строительство дополнительной линии электропередач 500 кВ Гусиноозерск-Дархан-Улан-Батор, что существенно снизит риски экологических катастроф экосистемы озера Байкал;
поручить уполномоченному федеральному органу исполнительной власти работу по координации деятельности в части привлечения потенциальных инвесторов для моногородов Байкальского региона.
Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
обратить внимание на информацию органов власти Байкальского региона, Депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, ряда научных организации о критическом состоянии экосистемы озера Байкал;
рассмотреть в рамках проводимых научно-исследовательских работ разработку новых технологий извлечения полезных компонентов из руд различных технологических типов и отходов обогащения горнорудных предприятий на территории Байкальского региона;
определить приоритетными направлениями в рамках мероприятий ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы» строительство, реконструкцию и модернизацию комплексов очистных сооружений, строительство полигонов коммунальных отходов, перерабатывающих комплексов;
разработать законодательные механизмы для обязательного проведения СЭО при разработке планов, программ и проектов, прежде всего в минерально-сырьевом секторе, которые потенциально могут оказать существенное воздействие на трансграничные экосистемы Байкальского региона;
поддержать реализацию проекта по термической переработке отходов в Республике Бурятия в соответствии с Соглашением, подписанным между Правительством Республики Бурятия, компанией MHIEC (Япония) и ООО «Олонметалл» 20 августа 2015 года.
Федеральному агентству по недропользованию:
провести переоценку существующей Минерально-сырьевой базы с учетом современных технологий добычи и переработки минерального сырья в рамках тематических работ за счет средств федерального бюджета;
усилить геологическое изучение недр на наиболее ликвидные полезные ископаемые в пределах байкальского региона.
Министерству экономического развития Российской Федерации:
Внести в Правительство Российской Федерации предложения по корректировке инвестиционных программ Г осударственных корпораций, естественных монополий и компаний с государственным участием с первоочередным размещением инвестиционных проектов на территории Байкальского региона;
подготовить и внести в Правительство Российской Федерации изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2014 г. № 1055 «Об утверждении Методики отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона», предусматривающие возможность участия организаций, косвенный контроль за которыми осуществляется Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации либо муниципальными образованиями, в отборе инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона, с привлечением средств из федерального бюджета;
разработать государственную программу Российской Федерации, направленную на социально-экономическое развитие монопрофильных населенных пунктов Российской Федерации;
совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации проработать вопрос создания Байкальского санаторно-курортного кластера с использованием возможностей лечебных минеральных источников региона и традиций народной медицины;
расширить перечень субъектов Российской Федерации на территории которых возможно создание ТОР без 3-летней отсрочки путем внесения изменений в статью 35 Федерального закона «О территориях опережающего социально- экономического развития в Российской Федерации», предусматривающей распространение мер государственной поддержки и особого порядка осуществления деятельности на территорию Байкальского региона с 1 апреля 2016 года;
включить в Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 594) нормы, предусматривающей согласование мероприятий государственных программ на территории Байкальского региона в Минэкономразвития Российской Федерации именно в части учета интересов указанных субъектов.
Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с субъектами Байкальского региона:
улучшить систему оповещения инвесторов о проведении мероприятий Минэкономразвития России по оказанию государственной поддержки;
организовать постоянно действующую рабочую площадку при Минэкономразвития России, на которой ежемесячно проводить мероприятия по обсуждению и принятию решений по развитию Байкальского региона с приглашением заинтересованных органов власти регионов;
провести совещание по вопросу рассмотрения включения предложений субъектов Байкальского региона в государственные программы Российской Федерации;
провести совещание с представителями ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» по вопросу оказания государственной поддержки инвестиционным проектам Байкальского региона по линии Фонда;
поддержать создание АНО «Стратегическое партнерство в Байкальском регионе» с целью системного содействия реализации инвестиционных проектов и развитию Байкальского региона;
инициировать в Правительстве Российской Федерации внесение изменений в ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 473-ФЭ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», в части отнесения к резидентам субъектов предпринимательской деятельности, а также возможности создания ТОСЭР не только на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) с наиболее сложным социально-экономическим положением, но и на территориях моногородов всех типов Байкальского региона.
Высшим должностным лицам субъектов федерации Байкальского региона:
подготовить обращение в Правительство Российской Федерации с просьбой определить орган исполнительной власти, координирующий решения проблем озера Байкал;
поддержать инициативу создания некоммерческой организации «Стратегическое партнерство Байкальского региона», внести предложения по формату данной организации; подготовить обращение к полномочному представителю Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе с предложением возглавить Наблюдательный совет АНО «Стратегическое партнерство Байкальского региона»;
поддержать реализацию направления «Зелёное кольцо России» партийного проекта «Экология России» ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ», рассмотреть возможность пилотной реализации положений проекта «Зелёное кольцо России» на территории субъектов Байкальского региона;
начать работы по туристическому картированию Байкальского региона с целью создания актуальной, полной и достоверной картины возможности экологического и природно-познавательного туризма для различных групп целевой аудитории;
поддержать инициативу по созданию на территории ОЭЗ «Байкальская гавань» детского спортивно-оздоровительного лагеря «Байкал»;
проработать возможность проведения в 2017 году на территории ОЭЗ «Байкальская гавань» международного турнира по шахматам среди детей до 12 дет;
сформировать оргкомитет с участием заинтересованных сторон, обратиться за мерами поддержки в федеральные органы исполнительной власти;
продолжить работу с Правительством Российской Федерации и федеральными министерствами и ведомствами по развитию зоны БАМа, строительства Мокского гидроузла и освоению месторождений Витимско-Удоканской индустриальной зоны;
поддерживать новые, экологичные методы переработки минерального сырья, включая их применение в региональных программах социально-экономического развития, в том числе и в целях обезвреживания (переработки) хвостов горнодобывающих предприятий методами активационного выщелачивания и электросорбции.
Правительству Забайкальского края, органам местного самоуправления монопрофильных муниципальных образований, представителям бизнеса:
сформировать проектную команду и принять участие в обучении управлению проектами развития моногородов.
Сопредседатель оргкомитета Форума
Губернатор Забайкальского края
К.К. Ильковский
Сопредседатель оргкомитета Форума
Заместитель председателя Комитета ГД
по природным ресурсам, природопользовнию и экологии
М.В. Слипенчук